Ходатайство о признание беженцем

Закрыть ... [X]

Департамент Смоленской области по образованию и науке

 

Научно-практическая лаборатория

«Профилактики семейного неблагополучия»

 

СОГОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения»

для детей, нуждающихся в психолого-педагогической

и медико-социальной помощи

 

 

 

ТЕХНОЛОГИИ

ПРОФИЛАКТИКИ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

 

  

 

 

Смоленск

2010

Департамент Смоленской области по образованию и науке

 

Научно-практическая лаборатория

«Профилактики семейного неблагополучия»

 

СОГОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения»

для детей, нуждающихся в психолого-педагогической

и медико-социальной помощи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИИ

ПРОФИЛАКТИКИ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

 

Научные редакторы:

д.м.н., профессор Т.В.Косенкова;

директор СОГОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» С.Н.Кузьменкова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смоленск

2010

УДК

ББК

 

Редакционный совет:

Окунева О.В. –       заместитель губернатора Смоленской области;

Малютенко Л.Н. – начальник Департамента Смоленской области

по образованию и науке

 

Технический редактор:

Кутузова С.А. -       главный методист СОГОУ «Центр психолого-медико-

социального сопровождения»

 

Данное   пособие  содержит  материалы по проблеме семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми, а также предлагает основные технологии по профилактике социального сиротства и межведомственного взаимодействия организаций региона в целях совершенствования системы мер по работе с семьями групп риска.

Издание предназначено для психологов, социальных работников, социальных педагогов, педагогов, врачей, работников органов опеки и попечительства, сотрудников правоохранительных органов, служащих муниципальных образований и людей, небезразличных к судьбам детей и семей.

 

Пособие издается на средства

Департамента Смоленской области по образованию и науке

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

7

ГЛАВА I. Неблагополучные семьи как объект социально-

психологической и педагогической деятельности.

Причины и типы семейного неблагополучия

 

1.1.                       Особенности современной семьи

10

1.2.                       Типология современной семьи

13

1.3.                        Основные причины семейного неблагополучия

27

1.4.                        Жестокое обращение с детьми

 

37

ГЛАВА II. Межведомственный подход в организации работы

по профилактике семейного неблагополучия

 

47

ГЛАВА III. Основы междисциплинарного ведения случая

 

 

3.1.     Понятие о междисциплинарном ведении случая

51

 

3.2.     Стандарты междисциплинарного ведения случая

53

 

3.3.     Принципы междисциплинарного ведения случая

54

 

3.4.     Этапы оказания помощи при ходатайство о признание беженцем междисциплинарном

ведении случая

61

3.4.1.     Этап I. Поступление сигнала о ребенке, находящемся

в СОП, установление контакта с семьей

61

3.4.2.    Этап 2. Первичная оценка состояния и потребностей

клиента. Оформление акта обследования условий

жизни ребенка

62

3.4.3.    Этап 3. Углубленная оценка ребенка и семьи

68

3.4.4.    Руководство по оформлению единой формы оценки

ребенка и семьи (ЕФОРС)

76

3.4.5.    Этап 4. Разработка плана реабилитации в рамках

индивидуальной профилактической работы

85

3.4.6.    Этап 5. Осуществление плана реабилитации в

рамках индивидуальной профилактической работы

86

3.4.7.    Этап 6. Регулярная (промежуточная) оценка

эффективности вмешательства (мониторинг)

86

3.4.8.    Этап 7. Закрытие случая

86

 

3.5.       Порядок формирования единого банка данных

 

87

ГЛАВА IV.  Технологии первичной профилактики семейного

неблагополучия

 

91

ГЛАВА V.   Технология раннего вмешательства

 

 

5.1.      Категории детей и семей, нуждающихся в абилитации

95

 

5.2.      Задачи абилитационной работы

96

 

5.3.      Функциональные обязанности специалистов Службы

раннего вмешательства

101

5.3.1.  Педиатр развития

102

5.3.2.  Физический терапевт

103

5.3.3.  Специальный педагог

106

5.3.4.  Специалист по ранней детской коммуникации

107

5.3.5.   Психолог

109

5.3.6.   Методы работы социального педагога с семьей

 

113

ГЛАВА VI. Альтернативное семейное жизнеустройство ребенка

 

 

6.1. Виды семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей

122

 

6.2. Методические рекомендации по проведению оценки

потенциальных замещающих семей

126

 

6.3. Принципы проведения оценки потенциальных замещающих

семей

127

 

6.4.  Процедура проведения оценки потенциальной замещающей

семьи

130

 

6.5.  Параметры оценки потенциальной замещающей

семьи

132

 

6.6.  Форма оценки кандидатов в замещающие родители

 

141

ГЛАВА VII. Основные направления педагогической деятельности

по профилактике и преодолению девиантного

поведения подростков

 

 

7.1. Факторы формирования девиантного поведения

подростков

145

 

7.2.  Профилактика и коррекция девиантного поведения

 

150

Заключение

165

Список литературы

168

     

 

Уважаемые коллеги!

 

В последние годы в России число детей, оставшихся без попечения родителей и подвергающихся жестокому обращению, не уменьшается, а имеет тенденцию к неуклонному росту.

Ребенку легко причинить вред. Уязвимость детей к насилию объясняется их физической, психической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчиненным положением по отношению к взрослым, будь то родители, опекуны, воспитатели или учителя. Большую роль в распространении жесткости к детям играет неосведомленность родителей или лиц их заменяющих, о том, какие меры воздействия недопустимы по отношению к ребенку, непонимание, что не каждое наказание идет ему на пользу.

Немаловажное значение имеет и низкое правовая культура населения, недостаточные знания законодательных норм, охраняющих права ребенка и гарантирующих наказание насильников.

Учреждения и ведомства системы профилактики чаще всего работают разрозненно, не имеют должной согласованности в действиях  по отношению к семьям и детям «группы риска», детям и семьям, оказавшимся в социально опасном положении.

В результате, не получая должной поддержки и комплексной помощи со стороны заинтересованных лиц, семьи «группы риска» и оказавшиеся в социально опас­ном положении опускаются еще ниже, что представляет угрозу жизни и безо­пасности их детям, которых органы опеки и попечительства вынуждены изымать и помещать в интернатные учреждения.

Россия сделала первых два очень важных шага – признала существование проблемы социального сиротства и жестокого обращения с детьми и стала разрабатывать системы мер раннего вмешательства и сопровождения асоциальных семей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Однако для решения всей проблемы нам необходим еще один шаг – разработка превентивных, профилактических технологий, направленных на работу со здоровыми и благополучными семьями и детьми для выявления факторов возможного риска формирования социального неблагополучия в целях предупреждения жестокого обращения с детьми и  перехода семьи в категорию социально неблагополучной.

Для эффективного осуществления разработанных мероприятий необходимо внедрение технологий межведомственного взаимодействия структур, осуществляющих социально-психологическую, педагогическую, правовую, юридическую, медицинскую, экономическую помощь семье и детям.

Мы надеемся, что данное пособие станет тем первым шагом в объединении усилий всех структур и ведомств в решении проблемы профилактики социального сиротства и жестокого обращения с детьми в Смоленском регионе.

 

 

Косенкова Тамара Васильевна д.м.н., профессор,

НОУ ВПО «Смоленский гуманитарный университет»

Кузьменкова Светлана Николаевна - директор

СОГОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения»

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Социальная ситуация в нашем регионе характеризуется наличием большого количества неблагополучных, кризисных семей, в которых родители не исполняют должным образом своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей.  Дети, живущие в этих семьях, усваивают негативную модель семейных отношений, деструктивные жизненные установки родителей и в дальнейшем воспроизводят их в собственных семьях. Известно, что семейное неблагополучие является главной причиной социального сиротства.

Увеличивают количество неблагополучных семей и выпускники интернатных учреждений, которые испытывают большие трудности в создании своей семьи, так как не имеют опыта нормальной семейной жизни или этот опыт, полученный до помещения в интернат, носит только негативный характер. Однако и само проживание в учреждении интернатного типа, стирающем все личностные грани ребенка, не может дать ему того эмоционального опыта общения и отношения членов семьи, который формирует установку на семейную жизнь, учит любить детей, родителей, бабушек и дедушек. Следовательно, изъятие ребенка из семьи, неблагоприятно влияющей на его развитие, с последующим помещением в интернатное учреждение, не решает существующей проблемы семейного неблагополучия и, конечно, не может дать ребенку образца для подражания при создании своей семьи.

Сложившаяся ранее система социальной поддержки неблагополучной семьи нередко ограничивается оказанием материальной помощи или временным помещением ребенка в реабилитационное учреждение, провоцируя возникновение у членов семьи иждивенческой позиции, в то время как для реального выхода семьи из кризиса необходима активная социальная позиция со стремлением изменить ситуацию к лучшему.

В настоящее время в Смоленском регионе учреждения социальной сферы, здравоохранения и образования часто решают проблему семейного неблагополучия и социального сиротства в узковедомственных рамках при отсутствии единой правовой и методической базы, дублируя друг друга. Социально-психологическая,  юридическая, медицинская и экономическая помощь детям и семье зачастую оказывается только тогда, когда кризисная ситуация в семье уже возникла и достигла своего апогея. Используемые при этом технологии по так называемому «раннему вмешательству» предлагают лишь всевозможные меры по коррекции уже имеющегося в семье неблагополучия, что приводит к значительным педагогическим, психологическим и материальным затратам, которые очень часто являются нерезультативными и только увеличивают количество детей, которых забирают из семей и помещают в учреждения интернатного типа.

Поэтому для эффективной профилактики социального сиротства необходимо выявление и возможная коррекция факторов, способствующих формированию семейного неблагополучия, а также межведомственное сопровождение семей, находящихся в группе риска. Кроме того, требуется внедрение комплексной программы по психологическому, медико-социальному, юридическому и экономическому сопровождению неблагополучных семей, решению проблем детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, устройству их в семьи, а при невозможности - в интернатные учреждения.

На территории г. Смоленска и области сложилась необходимость в разработке системного междисциплинарного подхода к решению проблемы  семейного неблагополучия и социального сиротства. Главной целью работы специалистов различных ведомств должно стать совершенствование системы мер профилактики семейного неблагополучия и сохранение семьи и родителей для ребенка. При этом мы все хорошо понимаем, какой бы «плохой или неблагополучной» для нас специалистов не казалась та или иная семья, мать или отец, для ребенка они всегда остаются самыми главными людьми в его жизни.

Следовательно, сохранение  семьи для ребенка и создание условий для его нормального развития должно стать самым главным в системе разработанных мероприятий.

Поэтому усилия специалистов различных ведомств должны быть направлены именно на развитие системы мер профилактики семейного неблагополучия, главной целью которых является сохранение семьи и родителей для ребенка.

Специалистами СОГОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» (директор Кузьменкова С.Н.) при научном руководстве д.м.н., профессора Косенковой Т.В. была разработана межведомственная междисциплинарная муниципальная модель  профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства. Основными задачами данной модели являются:

  1. 1. Создание системы эффективного межведомственного междисциплинарного взаимодействия - социального партнерства при решении проблемы профилактики семейного неблагополучия.
  2. 2. Создание программы ранней профилактики семейного неблагополучия путем направления усилий на работу с детьми (начиная с раннего возраста), будущими родителями, беременными женщинами и семьями (с детьми или без детей) с целью возрождения института семьи и брака, формирования и сохранения нормальных семейных отношений, ориентации на здоровый образ жизни для профилактики социального сиротства.
  3. 3. Выявление семей, имеющих факторы риска формирования семейного неблагополучия и создание системы мер, направленных на  коррекцию выявленных факторов риска с целью сохранения семьи и семейных отношений и профилактики социального сиротства.
  4. 4. Выявление неблагополучных семей, создание банка данных семейного неблагополучия с целью проведения комплекса психолого-педагогических, медицинских, социальных, экономических и юридических реабилитационных мероприятий с выявленными семьями и сопровождение их для решения вопроса профилактики социального сиротства.
  5. 5. Развитие системы психологических, медицинских, социальных, юридических, экономических и профессиональных мер, направленных на сопровождение семей, осуществляющих опеку, попечительство или усыновивших (удочеривших) ребенка из социально-неблагополучной семьи с целью оказания им помощи и профилактики формирования социального сиротства.
  6. 6. Анализ эффективности  проводимых мероприятий и внесение на его основе изменений в процесс реабилитации и функционирования разработанной модели.

В данном документе даны основные теоретические положения проблемы семейного неблагополучия и социального сиротства, предлагаются подходы к созданию межведомственной междисциплинарной муниципальной модели  работы с семьей на раннем этапе профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства.

Для повышения эффективности работы с семьями и детьми были разработаны и предложены следующие технологии:

? технологии межведомственной междисциплинарной работы с детьми, будущими родителями, беременными женщинами, семьями (с детьми и без детей) для профилактики возможности формирования семейного неблагополучия - технологии первичной профилактики семейного неблагополучия;

? технология раннего выявления семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации – технологии вторичной профилактики семейного неблагополучия или технологии  раннего вмешательства;

? технология межведомственной междисциплинарной коррекционно-реабилитационной работы с семьей с детьми, находящейся в трудной жизненной ситуации для профилактики социального сиротства – технологии третичной профилактики семейного неблагополучия;

? технология межведомственного взаимодействия социальных партнеров при решении проблемы семейного неблагополучия и социального сиротства;

? технологии выработки системы единой унифицированной документации при регистрации, постановке на учет, разработке программ профилактики, реабилитации и сопровождения социально-неблагополучных семей.

Разработка программы осуществлялась в сотрудничестве:

? с Областной комиссией по делам несовершеннолетних (руководитель комиссии зам. губернатора Смоленской области Окунева О.В.);

? с Департаментом Смоленской области по образованию и науке (начальник Департамента Малютенко Л.Н.).

Авторы выражают благодарность всем специалистам, которые внесли свой вклад в создание программы. Надеемся, что данная программа  будет полезна специалистам, работающим в области за­щиты прав детей и социальной защиты населения, а также всем, кто занимается оказанием помощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации.

ГЛАВА I. Неблагополучные семьи как объект социально-

психологической и педагогической деятельности.

Причины и типы семейного неблагополучия

 

1.1. Особенности современной семьи

 

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано государство. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Именно семья, являясь для ребенка первым и наиболее значимым проводником социального влияния, «вводит» его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Всем этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина.

Семья – есть основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью, но в то же время семья - это социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей. В настоящее время этот институт переживает глубокий кризис. И причиной его, если рассматривать проблему в широком плане, являются общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация и др., которые ведут к расшатыванию семейных устоев. Эти и ряд других факторов обусловили падение значимости семьи как социального института, изменение ее места в ценностных ориентациях. Сегодня оказались подорванными экономические, социальные, нравственные основы семьи, что ускорило процесс девальвации семейного образа жизни, пожизненного брака, роста престижа одиночно-холостяцкой независимости и др.

За последние полтора


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Образцы дополнительных соглашение к трудовому договору образец
Стих для бывшего мальчикаСтих на юбилей 50 лет женщине от сестрыЯ люблю эту осень стихПризнание жилых помещений непригодными для проживанияПожелание самому хорошему другу


Ходатайство о признание беженцем Ходатайство о признание беженцем Ходатайство о признание беженцем Ходатайство о признание беженцем Ходатайство о признание беженцем Ходатайство о признание беженцем Ходатайство о признание беженцем Ходатайство о признание беженцем Ходатайство о признание беженцем


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ